Капелла Св. Крови
Достопримечательности Брюгге – капелла Святой Крови
Древнейшая святыня Брюгге — капелла св. Крови — в самом углу Городской площади. К ней надо подойти почти вплотную, чтобы ощутить, какими старыми кажутся ее стены рядом с домами, которым тоже не одна сотня лет. Поздние пристройки не могут скрыть ее возраст. Эффектная готическая декорация портала, обновленная в XIX столетии, позволяет все же видеть камни цвета пыли, быть может те, что были положены здесь еще в XII веке.
Это двухэтажное здание, состоящее из двух капелл. Нижняя часть его, возведенная в середине XII века, называлась некогда капеллой св. Базиля.
Капеллу эту выстроил Теодорих Эльзасский, граф фландрский, чтобы поместить в ней раку с «каплями господней крови», привезенными из Иерусалима. Этой реликвии капелла и обязана своим названием.
Имя Теодориха чтится в Брюгге. В XII столетии, когда город отстаивал свою независимость в борьбе с французским королем, Теодорих — потомок Балдуина Железной Руки — стал избранником горожан. Жители Брюгге свергли Вильгельма, герцога Нормандского, ставленника французов. «Лишь мы одни — народ и знать Фландрии обладаем правом выбирать своего властелина»,— заявили горожане посланнику французского короля.
С этим государем, который сам по себе не отличался ни особой отвагой, ни политической прозорливостью, в Брюгге связаны воспоминания о начале борьбы за городские свободы. Эта эпоха оживает в нижней капелле. В ней не сохранилось былое убранство, только тяжелое пространство романского интерьера, необычайная толщина круглых колонн, тусклый свет высоко расположенных маленьких окон воскрешают атмосферу старины.
Верхняя капелла, построенная в XV веке, утратила свой первоначальный облик. Яркая, разноцветная роспись сводов, нарядные витражи — все это сделано в XIX столетии и плохо гармонирует с готическими формами окон и сводов. Здесь история торжествует над искусством — даже картины позднего нидерландского Ренессанса, висящие в капелле, занимательны скорее стариной, нежели художественной ценностью. Рака со знаменитыми «каплями господней крови» установлена сейчас в отдельном маленьком зале рядом с верхней капеллой.
Лишь осколки впечатлений оставляет капелла св. Крови. Она скорее вызывает воспоминания о былом, нежели делает их реальными.
И если выйти из капеллы вновь на Городскую площадь, если увидеть вновь эти камни, тепло-охристые, словно навсегда прогретые солнцем, — кажется, в Брюгге его больше, чем в других фламандских городах,.— уже не призраки минувшего, а осязаемая плоть средневековой архитектуры представится взгляду.